Инвестиционный проект: продумать всё
23 апреля состоялся 2-й международный форум профессиональных инвесторов и экспертов «Торгово-офисная недвижимость в Республике Беларусь. Инвестиции. Строительство. Эксплуатация». Мы решили написать серию публикаций по материалам докладчиков форума.
Начнем с выступления Юрия Попова, руководителя «Твоя столица “Недвижимость для бизнеса”» и рассмотрим все сложности, возникающие на разных этапах реализации инвестиционного проекта.
Как известно, коммерческая недвижимость в Республике Беларусь активно развивается. Больше спрос — сильнее конкуренция. А соответственно и требования инвесторов к проектам повышаются.
Чтобы минимизировать все риски в сфере коммерческой недвижимости, необходима тщательная проработка инвестиционного проекта на всех этапах. Инвестиционный проект можно разделить на 3 периода: прединвестиционный, инвестиционный, период возврата инвестиций.
Первые сложности возникают на этапе выбора земельного участка и подготовки различных концепций: архитектурной, коммерческой — сжатые сроки для оценки земельного потенциала, разработка жизнеспособной маркетинговой стратегии, которую в дальнейшем надо будет корректировать незначительно. Также необходимо составить четкое техническое задание для архитекторов, чтобы в дальнейшем не возникла ситуация, когда творение архитекторов не согласуется с маркетингом и коммерцией.
На этапе детальной разработки финансового плана и выборе материалов и технического оснащения возникают иные трудности: уточнение маркетинговой стратегии, корректировка финансового плана. Рынок не стоит на месте, поэтому на каждом этапе происходит корректировка показателей.
На периоде возврата инвестиций возникает проблема управления брокерами. Вроде бы и продажи идут, но нет никакой мотивации брокеров, стимула. Управлять брокерами нужно с пониманием специфики их труда. И, конечно же, на данном периоде вновь происходит корректировка финансового плана с учетом состояния рынка на текущий момент.
Только грамотное, продуманное и выверенное на каждом шаге управление инвестиционным проектом поможет достичь запланированной выгоды.
Главный девиз — мыслить на шаг вперед.
К сожалению, в Беларуси крупных инвесторов недостаточно. Слишком много проектов, возводящихся по схеме долевого строительства. Владельцев много, и реализовать их затруднительно. Есть к чему стремиться…